АКТУАЛЬНО

Интервью члена Общественной палаты Российской Федерации, члена Генерального Совета «Деловой России» Сергея Фахретдинова журналу «Автомобильные дороги»

– Уважаемый Сергей Баянович, насколько, на Ваш взгляд, эффективна общественная деятельность в современной России?

– Общественная деятельность эффективна всегда, вне зависимости от исторических или географических условий. Историки предполагают, что общество сформировалось еще 35-40 тысяч лет назад, тогда как возраст первых государств – ровесников социальных классов – всего 6 тысяч лет. Именно общество создает государство, наделяет его особыми правами и функциями: управленческими, регуляторными, охранительными. Государство  существует благодаря общественному продукту – налогам и обновляется за счет членов общества, которые работают  в государственных органах.  Именно поэтому успешность и сила любого государства напрямую зависит от степени развитости общества. Если государство – порождение общества, как же они могут не взаимодействовать? Не будет общественной деятельности, не будет и самого государства.

читать дальше →

О перспективах российской композитной отрасли

Уважаемые коллеги, добрый день.

Перед нашей отраслью сейчас стоят по-настоящему масштабные задачи. Как вы знаете, в соответствии с подпрограммой «Развитие композиционных материалов и изделий из них», к 2020 году объем производства композитных материалов в России должен достигнуть 120 млрд. рублей, а их потребление на человека - вырасти с 0,5 до 1,5 кг. Мы хотим получить не менее 10% мирового экспорта в этой сфере!

Некоторые спросят: а не слишком ли амбициозно? Ведь сейчас объем производства композитов на душу населения в России в 40 раз меньше, чем в странах запада или в Китае? Но разве в 60-е наша страна не принимала китайские делегации, чтобы обучить их применению композитов на советских промышленных предприятиях? А когда в семьях еще была в диковинку обычная стиральная машинка, разве наша страна не запускала в космос ракеты, построенные с применением композитных материалов? Разве это было не слишком амбициозно?

Нам не нужно бояться ставить сегодня перед композитной отраслью масштабные инновационные цели. А чтобы их достигнуть, нам всем нужно научиться не только конкурировать, но и взаимодействовать. Взаимодействовать друг с другом. С государством. Вместе мы должны добиться внесения изменений в десятки нормативно-правовых актов, ГОСТов и СНиПов, которые затрудняют внедрение в производство инновационной композитной продукции. Нельзя сказать, что принятие регламентирующих документов кем-то затягивается. Проблема скорее в дефиците компетентных людей, способных разрабатывать отраслевые документы.

Но дело движется. Сегодня в этой работе нас активно поддерживает Президент и Правительство страны. С 1 января 2014 вступил в силу ГОСТ на композиционную арматуру из стеклопластика. Принят свод Правил по усилению железобетонных конструкций углепластиком.

С 2015 года станет значительно проще применять инновационные технологии с применением композитных материалов в строительстве дорог.

На мероприятиях, посвященных заседанию Госсовета 8 октября 2014 года, мы показали Президенту России Владимиру Путину образцы композитной арматуры, которая в шесть раз легче металлической, значительно тоньше и устойчивей к коррозии. Рассказали о цельнокомпозитных мостах, которые можно установить за два дня и они не будут требовать ремонта полвека.

Мы поделились с ним парадоксом: многие уникальные материалы и инновационные разработки, до сих пор практически невозможно использовать в дорожном строительстве. Госэкспертиза требует соответствующий ГОСТ. Нужны изменения в 145-е постановление Минстроя, которые позволят включать материалы в проекты на основании технического свидетельства производителя. Ведь они уже прошли все необходимые испытания, иначе нам просто не выдали бы техническое свидетельство.

Президент России пообещал нам проработать этот вопрос и свое обещание выполнил. По итогам Госсовета, Президент Владимир Путин подписал соответствующее Поручение. В соответствии с ним, Правительству предписывается повысить эффективность расходов на развитие дорожной сети. Особое внимание он указал обратить на совершенствование системы госэкспертизы проектов для применения современных технологий и материалов.

По мнению Президента, Главгосэкспертиза должна стать активным проводником технического прогресса. В соответствии с его Поручением, конкретные меры, упрощающие внедрение инноваций на дорогах, будут осуществлены Правительством уже в первом полугодии 2015 года. И это вселяет в нас определенные надежды.

Невозможно отделять проблемы отдельных предприятий от проблем отрасли в целом, а саму отрасль от той политики, которая проводится в стране. Мы являемся единым организмом. Сложная ситуация в экономике, возникшая из-за санкций западных стран – стимул для государства проводить более активную импортозамещающую политику.

Какую рентабельность должно иметь предприятие, чтобы вернуть 22% кредиты? За счет чего обновлять производственные фонды, инвестировать, внедрять новые продукты? Сейчас российскую промышленность можно сравнить с ребенком. Прежде чем выпускать его на мороз, нужно сначала его одеть, а не выпускать голеньким.

В странах – лидерах по производству композитных материалов, эта отрасль серьезно поддерживается со стороны государства. И это притом, что, в том же США, стоимость электроэнергии ниже, чем в России. Совершенно иная ситуация с инфраструктурой, квалифицированными кадрами. Значит, чтобы российская композитная отрасль стала конкурентоспособной, мы должны не стремиться к их стандартам, а превзойти их!

В условиях растущей экономической изоляции России развитие композитного производства, которое, часто имеет двойное назначение, – задача стратегического значения. Можем ли мы удовлетворить спрос самостоятельно? Несомненно. Пример: Россия практически преодолела сырьевую и товарную зависимость по стекловолокну. По данным Росстата, внутреннее производство стекловолокна составляет 90%.

В России немало уникальных наработок в сфере композитов. Например, мобильные дорожные покрытия, позволяющие проходить тяжелой технике в труднодоступной местности, даже по болотам. Это экологичное и современное решение – альтернатива устаревшим методам, бездумной вырубке леса для строительства временных дорог, так называемых «лежневок».

Или цельнокомпозитные мосты, которые устанавливаются за один день, а потом 50 лет не нуждаются в ремонте. Вместе нам предстоит разобраться еще со многими вопросами. Возникают сложности, связанные с неразвитостью инфраструктуры, нехваткой инвесторов и бюджетного финансирования.

К примеру, региональные администрации крайне заинтересованы в капиталовложениях в инновационное композитное производство, однако далеко не всегда у них есть достаточные средства на их развитие. Устранение диспропорции между региональным и федеральным бюджетами в финансировании инновационных проектов могло бы придать серьезный импульс развитию отрасли.

Перспективными также представляются меры налогового стимулирования для привлеченного капитала. Важно также возродить школу по выпуску специалистов, утерянную после советского периода, стимулировать команды, создающие новые материалы и технологии. Это не та отрасль, в которой могут работать выпускники кулинарного техникума. Деньги, конечно, здесь очень важны, но они стоят далеко не на первом месте. Нужна комплексная система мотивации. Тогда в отрасль будет интересно идти молодым профессионалам: они увидят перспективу для реализации своих творческих способностей и профессионального роста.

Необходимо еще минимум четыре-пять лет комплексного подхода к композитной отрасли, чтобы вывести ее на мировой уровень. Эффективным инструментом импортозамещающей стратегии может стать кластерный подход: объединение органов государственной власти, заказчиков, проектных организаций, производственных объединений, профсоюзов и других сторон. Совместно, мы сможем эффективно реализовать масштабные проекты государственного значения, трансформировать научно-техническую базу, решить кадровые, инфраструктурные вопросы.