АКТУАЛЬНО

Интервью члена Общественной палаты Российской Федерации, члена Генерального Совета «Деловой России» Сергея Фахретдинова журналу «Автомобильные дороги»

– Уважаемый Сергей Баянович, насколько, на Ваш взгляд, эффективна общественная деятельность в современной России?

– Общественная деятельность эффективна всегда, вне зависимости от исторических или географических условий. Историки предполагают, что общество сформировалось еще 35-40 тысяч лет назад, тогда как возраст первых государств – ровесников социальных классов – всего 6 тысяч лет. Именно общество создает государство, наделяет его особыми правами и функциями: управленческими, регуляторными, охранительными. Государство  существует благодаря общественному продукту – налогам и обновляется за счет членов общества, которые работают  в государственных органах.  Именно поэтому успешность и сила любого государства напрямую зависит от степени развитости общества. Если государство – порождение общества, как же они могут не взаимодействовать? Не будет общественной деятельности, не будет и самого государства.

читать дальше →

Неожиданный поворот:контрактов меньше, цены выше

Torg94 (torg94.ru), Москва, 30 июня 2017

Эксперты рассказали как обеспечить равномерность расходов.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила: расходы по госконтрактам на закупку товаров, работ и услуг для госнужд по открытой части составили 26,3%, что ниже среднего. Количество контрактов, заключенных с начала года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилось на 9,9%, при этом цена увеличилась на 22,7%. С 29,3% до 31,8% увеличилось количество закупок по сумме у единственного поставщика. В результате этого сократилась экономия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,5 раза.
Из этих данных можно увидеть эффект укрупнения закупок, поясняет Георгий Сухадольский, генеральный директор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок". С одной стороны, такая тенденция сокращает трудозатраты заказчиков на большое количество процедур и повышает экономический интерес к такой закупке, а с другой - уменьшает вероятность выигрыша малого и, тем более, микро-бизнеса.
"Одной из основных причин снижения количества госзакупок и роста их цены стало следующее обстоятельство, - рассказывает Т94 Людмила Пронина, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС. - В 2016 г. было утверждено постановление Правительства РФ, закрепляющее приоритет продукции российских производителей при проведении госзакупок. Закон, стимулирующий отечественное производство, вступил в силу 1 января 2017 г. Такая мера поддержит отечественного производителя, стимулируя расширение выпуска товаров в количественном отношении. Однако, любые меры, ограничивающие конкуренцию, в конечном итоге приводят к падению качества товаров. Если раньше отечественный бизнес вынужден был бороться с зарубежными конкурентами в соотношении "цена-качество", то, убирая импортные аналоги, мы с одной стороны даем преференции своему производству, с другой - убираем мотивацию борьбы за рынки сбыта.
При этом в конце августа 2016 г. Правительство РФ утвердило перечень товаров, запрещенных для госзакупок у импортеров. В их числе мясо, рыба, молоко, соль, сахар и другие".
"Первый фактор, который и свидетельствует о справедливости данных Счетной палаты - инфляция, - комментирует Т94 Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. - И реальные госзаказчики, и поставщики живут не в мире идеальных цифр, а в мире реальных цен, которые ежегодно увеличиваются. Разумеется в условиях относительно неизменного объема госбюджета и количество госзакупок будет сокращаться, и цена будет увеличиваться. Учитывая, что даже рыночные цены растут интенсивно, а цены госзаказа, которые в силу условий контрактной системы по определению выше рыночных, растут тем более". По его словам, закупки у единственного поставщика - вопрос более сложный, здесь необходимо анализировать, что именно и по каким ценам у него закупалось. Это именно перерасход, либо экзотический метод экономии бюджетных средств, через оптимизацию фонда заработной платы и оргусилий на проведение конкурентной закупки. "Может, цены возросли не по уровню реальной инфляции, может они переросли, нужно смотреть произошло ли это за счет открытых статей бюджета или закрытых. Судить о перерасходе как факте, из которого следует непременное снижение эффективности закупок, я бы не стал. Каждое увеличение бюджетных расходов требует отдельного анализа", - уточнил эксперт.
В свою очередь Людмила Пронина поясняет, что увеличение количества закупок по сумме у единственного поставщика объясняется в основном неэффективной организацией торгов, в том числе электронных, а также наличием множества злоупотреблений при их проведении.
"Меры, которые следует принять для обеспечения равномерного и эффективного использования средств не только федерального бюджета, но и региональных, и местных бюджетов, в 2017 г. должны носить системный характер: совершенствование законодательства, усиление контроля за проведением торгов, прекращение дальнейших усилий по снижению конкуренции между отечественными и зарубежными производителями", - предлагает Людмила Пронина.
Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, напомнил, что по данным Единой информационной системы в сфере закупок, около 70% поставщиков, из 50 крупнейших по сумме всех заключенных контрактов за 2016 г., являются организациями, в которых государство принимает участие в той или иной форме. При этом, по данным Росстата, каждое третье унитарное предприятие в России завершило 2016 г. в убытке. "Огромное количество ГУПов и МУПов принимают участие в закупках в качестве единственного поставщика, что и повлияло на общую статистику, представленную Счетной палатой. Медленная ликвидация унитарных предприятий, зачастую проводимая в форме реорганизации в иные формы предприятий с государственным участием, свидетельствует лишь о трансформации доли государства в экономике в иные формы хозяйствования", - добавляет Сергей Фахретдинов. По его мнению, профильным федеральным органам исполнительной власти следует разработать и реализовать программу приватизации ГУПов и МУПов, действующих на конкурентных рынках. Тогда система закупочной деятельности станет прозрачной, а количество закупок у единственного поставщика снизится, вырастет конкуренция, что приведет с одной стороны к повышению качества закупаемой продукции, а с другой стороны - к снижению затрат и экономии бюджетных средств.
Эксперты сходятся во мнении, что цифры, представленные Счетной палатой, говорят о целом ряде проблем и явлений и требуют тщательного анализа.
Автор:Ангелина Жукова.

http://torg94.ru/stat/9677.html