ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»
–  Платный въезд в центр города и на самые загруженные автомагистрали,  – это проверенный метод, который уже доказал свою эффективность в борьбе с заторами. Давайте посмотрим на сухую статистику. После введения платы за въезд в центр Лондона:

•    число машин сократилось на 18 процентов;
•    средняя скорость движения выросла  на десять километров в час;
•    время в пробках сократилось на треть;
•    число ДТП с пострадавшими упало на 40 процентов;
•    экология улучшилась на 20 процентов.

Введение платного въезда стало еще и экономически выгодным для британской столицы. На реализацию программы было потрачено 280 млн. долл., теперь она приносит ежегодно 440 миллионов. Половина этой суммы – чистая прибыль в пользу городского бюджета.  
Представьте, этот метод сработал даже на узких улочках старого Лондона, рассчитанных на экипажи и конки, а не автомобили. В Москве, с широкими улицами и проспектами, результат будет еще заметнее.

Как воспримут нововведение сами автомобилисты? Мне кажется, это зависит от двух основных факторов.

Первое. Комплексность подхода.

Многие пересядут на общественный транспорт, значит, потребуется увеличение автобусного и троллейбусного парка, возрастет нагрузка и на метро. Понадобится больше перехватывающих парковок. В центре Москвы будут более востребованы велосипедные дорожки, велотерминалы.

Пробки сейчас в Москве создают не только машины, но и длительное перекрытие улиц для ремонтных работ. В Лондоне эту проблему решили просто: компании-подрядчики платят за перекрытие каждой полосы примерно три тысячи фунтов в день. Конечно, они стараются минимизировать расходы и проводят работы в самые сжатые сроки.

Еще пример. Допустим, нужно построить надземный пешеходный переход. Можно его сооружать полгода, по старинной технологии – из железобетона, перекрывая дорогу. А можно – за два дня установить современный цельнокомпозитный мост и не создавать водителям никаких проблем. Кстати, такой мост потом еще и не надо ремонтировать 50 лет.  В России такие технологии уже созданы и начали применяться в дорожном строительстве.
Следует тщательно продумать, какой транспорт, помимо общественного, может быть освобожден от сборов за въезд или оплачивать их по льготным тарифам. Предусмотреть часы бесплатного въезда в ночное время для доставки грузов и парковки для резидентов. Сделать техническую сторону проекта понятной и удобной для всех участников дорожного движения.  

Второй фактор связан с вопросами общественного контроля и соблюдением баланса интересов всех сторон.
Меры должны разрабатываться и внедряться при активном участии жителей города, общественных организаций. Обязательно сопровождаться  информационной кампанией на всех этапах ее реализации. Нужен постоянный мониторинг динамики состояния дорожного движения, взаимодействие со всеми его участниками. Граждане только тогда смогут оценить пользу нововведений, когда они будут к ним готовы. В этом случае мы и дороги разгрузим и общественное согласие сохраним.