Поддержка малого и среднего бизнеса
Итоговое заседание по реализации исполнения дорожной карты «Расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний и монополий»

Поддержка малого и среднего бизнеса

Сергей Фахретдинов – один из разработчиков дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденной Правительством РФ, руководитель рабочей группы по мониторингу ее реализации.

Сергей Фахретдинов убежден в том, что основная проблема, тормозящая развитие предпринимательства в России, – неуверенность в спросе на продукцию. Сегодня спрос сосредоточен в госсекторе. Это триллионы рублей, доступ к которым у МСП крайне ограничен. Там, в основном, представлен крупный бизнес: дочерние или аффилированные компании заказчиков, всевозможные посредники.

Сегодня данная дорожная карта реализована, но работа не остановилась, а, наоборот, усилилась. Ведь, в период с 2013 года принято 10 нормативных документов, способствующих получению поддержки МСП и их доступу к закупкам госкомпаний:

  • 2 Перечня Директив Правительства РФ (Регламентируют: создание Совещательных органов при госкомпаниях; разработку Программ партнерств госкомпаний и МСП; разработку методики жизненного цикла товара);
  • 3 Постановления Правительства РФ (Постановление №1352 регламентирует: 18% квотирование (10% прямых закупок у МСП); создание в госкомпаниях Перечня товаров, работ, услуг; формирование реестра субъектов МСП; 30% авансирование; особенности закупок у субъектов МСП. Постановление №1442 от 25.12.2015 регламентирует: Положение о закупке инновационной продукции. Постановление №1169 от 29.10.2015 регламентирует: порядок проведения Корпорацией МСП мониторинга закупочной деятельности);
  • 3 Федеральных закона о внесении изменений в 223-ФЗ (№156-ФЗ от 29.06.2015 регламентирует: мониторинг закупок; деятельность Корпорации МСП. №249-ФЗ от 13.07.2015 регламентирует: закупки при реализации инвестиционных проектов. № 396-ФЗ от 28.12.2013 регламентирует: использование Единой информационной системы);
  • Приказ Росстата от 29 июля 2013 года №295 (регламентирует: предоставление сведений в Росстат о закупках в установленной форме);
  • Методические рекомендации от 28 ноября 2013 года (регламентируют: порядок создания Совещательных органов).

Главной победой предпринимательского сообщества стало то, что с 1 января 2016 года госкомпании обеспечивают объем закупок у МСП в размере не менее 18%. С 2018 года эту долю предлагается увеличить до 25%.

В госкомпаниях разрабатываются и совершенствуются Перечни товаров, работ, услуг, закупаемых у МСП, с учетом производственных потребностей. На сайте каждой госкомпании, в обязательном порядке, есть раздел, посвященный закупочной деятельности. Помимо общих планов закупок на текущий год товаров, работ, услуг, на сайтах госкомпаний размещены Планы закупок у малого и среднего бизнеса.

Постепенно госкомпании внедряют Программы партнерства по взаимодействию с МСП, что позволяет создавать вокруг государственных предприятий сеть партнеров – субъектов бизнеса. А бизнесу рассчитывать на дополнительные льготы и возможности в отдельных госкомпаниях.

Заказчики, в рамках Программы партнерства, вправе предоставлять участникам ряд преимуществ, в том числе:

  • Авансирование в размере не менее 30% от суммы договора (данную сумму заказчик вправе увеличить);

  • Короткий срок оплаты по договору (не более 30 календарных дней – данный срок заказчик может сократить дополнительно);

  • Иные установленные заказчиком преимущества.

Программа партнерства предусматривает реальные меры поддержки участников реестра МСП.

Текущая задача – наладить бесперебойное взаимодействие госкомпаний с МСП и контролировать процесс исполнения принятых в данной сфере нормативных документов.