Сергей Фахретдинов проводит в Общественной палате РФ Круглый стол, посвященный перспективам выполнения Поручений Президента РФ об удвоении темпов дорожного строительства к 20-му году.
Сергей Фахретдинов проводит в Общественной палате РФ Круглый стол, посвященный перспективам выполнения Поручений Президента РФ об удвоении темпов дорожного строительства к 20-му году.

Деятельность Сергея Фахретдинова в Общественной Палате РФ

Уважаемый Сергей Баянович, насколько, на Ваш взгляд, эффективна общественная деятельность в современной России?

– Общественная деятельность эффективна всегда, вне зависимости от исторических или географических условий. Историки предполагают, что общество сформировалось еще 35-40 тысяч лет назад, тогда как возраст первых государств – ровесников социальных классов – всего 6 тысяч лет. Именно общество создает государство, наделяет его особыми правами и функциями: управленческими, регуляторными, охранительными. Государство  существует благодаря общественному продукту – налогам и обновляется за счет членов общества, которые работают  в государственных органах.  Именно поэтому успешность и сила любого государства напрямую зависит от степени развитости общества. Если государство – порождение общества, как же они могут не взаимодействовать? Не будет общественной деятельности, не будет и самого государства.

Конечно, это понятие многогранно. Объединения граждан очень разные. Есть «фейковые» организации, созданные для зарабатывания денег или удовлетворения политических амбиций, повышения собственного статуса. Но гораздо чаще общественная деятельность улучшает качество нашей жизни, наполняет ее смыслом, делает людей добрее и человечнее, поддерживает тех, кто в этом нуждается. Она помогает государственному организму развиваться, учит, поощряет и исправляет его недочеты.

Именно в этом, на мой взгляд, состоит миссия Общественных советов при органах власти и Общественной Палаты Российской Федерации, в которых представлены самые различные, реально работающие гражданские объединения. Начиная с 2014 года значимость Общественной палаты особенно возросла: ведь впервые в российской истории 1/3 ее состава формировалась открытым голосованием.

– Какие задачи ставите перед собой в качестве члена Общественной палаты Российской Федерации конкретно Вы?

– Мой приоритет – поддержка малого и среднего бизнеса, в первую очередь – инновационного. В наш непростой период эта задача приобретает особенный смысл. Согласно данным Ресурсного центра предпринимательства, малый и средний бизнес уже в 2014 году остро почувствовал на себе воздействие нынешнего кризиса, предпосылками  которого стали структурные проблемы экономики, санкции и падение цены на нефть. При этом негативные тенденции явно ощущались последние три года – конфронтация с Западом лишь усугубила происходящие процессы.

Комиссия по вопросам инвестиционного климата, в которой я состою, регулярно проводит публичные мероприятия, на которых обсуждаются  вопросы, актуальные для МСБ, анализируются нормативные документы и законопроекты. По их итогам мы готовим конкретные рекомендации, которые затем направляем в законодательные и исполнительные органы. В слушаниях участвуют не только члены Общественной Палаты, но и, обязательно, – предприниматели, представители отраслевых объединений, общественных организаций, не входящих в состав Палаты, пресса. Все они очень активно участвуют в дискуссиях, делятся реальными, повседневными проблемами и вносят свои предложения.  Такие мероприятия - это своеобразный лифт, который позволяет  быстро и наверняка донести свою позицию в самые высшие эшелоны государственной власти. Такой канал связи очень важен.  

–  Приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример таких слушаний?

–  Например, одно из мероприятий, которое мы провели в декабре 2014 года,  - это обсуждение перспектив выполнения Поручений Президента об удвоении темпов дорожного строительства к 20-му году и будущего автомобильных грузоперевозок.Как вы знаете, по итогам заседания Президиума Госсовета 8 октября 2014 года Владимир Путин   поручил Правительству удвоить к 20-му году объемы строительства дорог. Задача поставлена совершенно четко, и мы должны договориться о том, как ее решать. 

Первый же пункт Перечня поручений Президента, гласит: «Повысить эффективность расходов на развитие сети автомобильных дорог общего пользования. В этих целях проанализировать практику проведения госзаказчиками конкурсов… разработать комплекс мер, направленных на повышение конкуренции в этом секторе рынка, качестве выполнения работ и оказания услуг, а также на совершенствование механизмов общественного  контроля над ходом реализации дорожных проектов».

Эту работу будет курировать специальная рабочая группа во главе с министром Михаилом Абызовым. Сейчас ее состав в процессе формирования, но предварительно мы уже собрали в Общественной палате представителей абсолютно всех сторон, которые будут участвовать в реализации Поручения Президента. В дискуссии приняли участие уполномоченные от Министерства транспорта, Росавтодора, Главгосэкспертизы, других органов государственной власти, отраслевых объединений, профсоюзов, профильных вузов, экспертов, представителей общественности.   

Мы постарались провести полную ревизию наших активов и пассивов. Сможем ли мы во время кризиса удвоить объемы строительства автомобильных дорог? Какие преимущества у нас есть и что мы можем использовать? Какие вопросы нам предстоит решить?

–   И что это за вопросы?  

Их очень много. Например, бурно обсуждалась  инициатива Росавтодора по созданию на сети федеральных дорог системы взимания платы с «12-тонников» и пунктов автоматизированного весогабаритного контроля. Первый механизм призван обеспечить взимание платы в счет возмещения вреда трассам, а второй – установить штрафные санкции для грузовиков-разрушителей со сверхнормативной нагрузкой. Ежегодно ущерб от автотранспорта со сверхнормативным весом, составляет  2,6 трлн. рублей. А на развитие и ремонт трасс в год тратится примерно 1 трлн. рублей. То есть, покрытие магистралей разрушается гораздо быстрее, чем строится и ремонтируется.

Но в ходе заседания часть представителей рынка высказала сомнение в том, что взимание дополнительной платы с «массивных» грузовиков изменит качество федеральных дорог, а вот на стоимости продовольствия, которое они перевозят, может отразиться. Пока неясно, в каком порядке будут реализовываться эти инициативы, но мы уже достигли соглашения о том, что при Росавтодоре будут сформированы профильные рабочие группы из представителей перевозчиков, которые будут участвовать в обсуждении всех этапов реализации проектов.  Политика госструктур должна учитывать интересы представителей бизнеса, слышать их голос. 

–   А какое из мероприятий, которые Вы проводили в общественной Палате в последнее время, Вы считаете наиболее полезным с точки зрения влияния его  темы  на реальное положение малого и среднего бизнеса?

–  Это Общественные Слушания, посвященные  Постановлению Правительства от 11 декабря 2014  г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот документ был подготовлен Минэкономразвития совместно с рабочей группой АСИ  «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Для госкомпаний теперь устанавливается  обязательный годовой объём закупок у субъектов МСБ  не менее 18 %; минимальная 10% квота для прямых закупок, а также  регламентируются особенности проведения процедур закупок.  

Мы пригласили представителей Минэкономразвития, руководителей крупнейших  компаний с госучастием, профессиональных и отраслевых объединений МСБ.  Всех интересовало: как будет реализовываться Постановление на практике? Обсуждали, как будем преодолевать препятствия, которые неизбежны при переходе на новый формат взаимодействия.  

К примеру, это острая нехватка экспертов для участия в совещательных органах госкомпаний по общественному аудиту их закупок. Это отраслевая специфика: наименования работ и номенклатура закупок очень различны и потребуют разработки отдельных документов в каждом случае.

Представители госкомпаний посетовали, что МСБ сам идет на тендеры с большой неохотой. А со стороны малого и среднего бизнеса прозвучали резонные предложения, как стимулировать его активность. Это -  размещение информации о заказах на портале zakupki.gov.ru  и использование 5-ти основных тендерных площадок для проведения закупок у МСБ (сейчас госкомпании в основном размещают заказы на собственных площадках, требующих значительную абонентскую плату). Это унификация требований к ЭЦП  (сейчас они разные  - чтобы угодить всем госкомпаниям, приходится оформлять сразу несколько ЭЦП, что опять-таки затраты), отказ от избыточных требований к документообороту и бумажных копий заявок. Все участники согласились с тем, что требуется создание единого реестра МСБ. Это возможно сделать на базе АСИ с привлечением всех заинтересованных сторон. Не все будет просто, конечно. Но слона нужно есть по частям.  

Многое будет зависеть от того, насколько сами госкомпании заинтересованы в повышении эффективности своей работы, сотрудничая с малым и средним бизнесом. Например, по группе компаний «РосСети» доля прямых договоров с малым и средним бизнесом уже сейчас составляет 24%, а в ОАО «Газпром»  - доли процента, сопоставимые со статистической погрешностью. Но, независимо от отношения госкомпаний, выполнять Постановление Правительства придется всем. И комиссия Общественной палаты РФ по вопросам инвестиционного климата будет очень внимательно отслеживать эти процессы.   

Трансформируются ли Ваши приоритеты в деятельности  Общественной палаты в 2015 году?

Они останутся неизменными: это поддержка малого и среднего бизнеса, улучшение инвестиционного климата. Общественная палата будет площадкой для координации действий и обмена опытом между общественными советами, аккумулировать информацию и проводить мониторинг выполнение дорожной карты, направленной на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Благодаря принятию Постановления, о котором я уже говорил, сейчас у всех заказчиков появились правовые основания для реализации мероприятий дорожной карты. И мы ожидаем, что в 2015 году большинство акционерных обществ приступит к исполнению директив Правительства РФ. В сентябре мы будем подводить первые итоги. А к ноябрю уже представим доклад с оценкой  деятельности госкомпаний и инфраструктурных монополий по повышению прозрачности закупочных процедур и поддержке МСБ через расширение его доступа к закупкам.

Особенное внимание планируем уделять  снятию административных барьеров для  малого и среднего бизнеса. В обязательном порядке будем проводить общественную экспертизу всех нормативных актов, разрабатываемых правительством и Госдумой, которые  касаются  развития конкурентных процедур, внедрения инноваций, деятельности МСБ в целом.

–  Какие еще конкретные мероприятия планируются?

Среди основных также можно упомянуть Общественные слушания «О создании Общероссийского реестра субъектов малого и среднего предпринимательства», запланированные на март. В мае обсудим ход исполнения поручений  Президента России В.В. Путина по итогам заседания Президиума Государственного совета 8 октября 2014 года в Новосибирске об упрощении процедур внедрения инновационных разработок в ключевых секторах экономики. В июле проведем Круглый Стол, посвященный особенностям создания и функционирования в инфраструктурных монополиях и компаниях с государственным участием совещательных органов по общественному аудиту эффективности закупок.

–   Насколько перспективна деятельность малых и средних предприятий в сложившихся в России экономических условиях, и, в частности, в отрасли автодорожного хозяйства?

-  Ближайшие годы, безусловно, будут непростыми для малого и среднего бизнеса.  Увеличилась налоговая нагрузка,  представителям Следственного Комитета возвратили право возбуждать налоговые дела против предпринимателей, не дожидаясь соответствующего заключения от налоговых инспекторов, появились серьезные проблемы с получением кредитов, даже по завышенным ставкам. При этом весьма вероятно дальнейшее повышение ставок до 25% годовых и даже полная приостановка кредитования МСП банками в связи с высокими рисками. Значительное число предпринимателей в этих условиях будет вынуждено отказаться от инвестиционных проектов и расширения масштабов своего бизнеса. Под удар могут попасть планы по импортозамещению.

Для автодорожной отрасли я бы сделал более оптимистичные прогнозы.  Это связано, в первую очередь, с Поручениями Президента об удвоении темпов дорожного строительства к 20-му году и принятием Росавтодором первой в истории России комплексной отраслевой Программы внедрения композитных материалов.Это говорит о том, что ставка будет сделана на инновационные материалы и технологии. А они производятся, в основном, предприятиями малого и среднего бизнеса.

В России немало уникальных наработок в сфере композитов, которые могут применяться в дорожном строительстве. Например, мобильные дорожные покрытия, позволяющие проходить тяжелой технике в труднодоступной местности, даже по болотам. Это экологичное и современное решение – альтернатива устаревшим «бобриным» методам – вырубке леса для строительства временных дорог, так называемых «лежневок». Или цельнокомпозитные мосты, которые устанавливаются за один день, а потом 50 лет не нуждаются в ремонте. 

–  Сергей Баянович, сейчас происходит формирование нового состава Общественного Совета при Росавтодоре. Поясните, пожалуйста, какие задачи будут стоять перед 4 созывом Совета и когда он будет сформирован? 

Задачи останутся прежними. Это совершенствование нормативно-правовой базы автодорожной отрасли, развитие системы финансирования автодорожного хозяйства, внедрение инноваций и стимулирование импортозамещения, повышение безопасности дорожного движения и качества дорог.  В обязательном порядке мы будем осуществлять мониторинг всех закупок, особенно крупных, а также расходов дорожных фондов.

Мы надеемся на то, что 4 созыв Общественного совета будет сформирован в первом квартале 2015 года. Но здесь все зависит от того, насколько быстро Общественная палата сможет разработать и принять Регламент и процедуры формирования Общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Очевидно, что, как и в предыдущих созывах, в Общественный совет при Росавтодоре войдут не только отраслевые эксперты, но и представители СМИ, которые в предыдущие годы внесли очень большой вклад в его деятельность.

–  А как вы оцениваете результаты, которых удалось достичь предыдущему составу Общественного Совета, председателем которого Вы являлись? 

На заседаниях Общественного Совета, которые происходили регулярно, с периодичностью раз в два месяца, нам удалось проработать очень  многие актуальные проблемы. Мы обсуждали внедрение инновационных материалов в дорожное строительство, проект федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», создание системы весового контроля, Транспортную стратегию Российской Федерации, функционирование дорожных фондов и многое другое.

По каждому вопросу были подготовлены и направлены соответствующие предложения в федеральные органы исполнительной власти.

Совместно с ГИБДД мы подготовили и опубликовали в Интернет наиболее полный перечень очагов аварийности на федеральных автомобильных дорогах, реализовали множество других проектов. 

Кстати, Росавтодор находится среди лидеров по открытости для общества среди федеральных органов государственной власти. Общественный совет при Росавтодоре  очень активно задействован в нормотворческой работе. Яркий пример – принятая Программа внедрения композитных материалов в дорожную отрасль, которая была разработана Росавтодором совместно с Общественным Советом и Союзом производителей композитов.  Это первая в России комплексная программа подобного рода и яркий пример государственно-частного партнерства, который может быть использован и в других отраслях. 

–  Спасибо!