Сергей Фахретдив модерирует Общественные слушания, посвященные перспективам реализации Постановления Правительства, расширяющего доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний.
Сергей Фахретдив модерирует Общественные слушания, посвященные перспективам реализации Постановления Правительства, расширяющего доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний.

О деятельности Сергея Фахретдинова в Агентстве стратегических инициатив

Сергей Фахретдинов  является руководителем рабочей группы АСИ  по разработке и мониторингу дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».

Сейчас мы наблюдаем позитивный тренд: государство и бизнес  вместе начали договариваться о «правилах игры», стимулировать участие малого и среднего бизнеса  в госзакупках. Первые эффективные механизмы были прописали в дорожной карте, разработанной под эгидой АСИ и одобренной Правительством.

Дорожная карта уже дала первые результаты.  За семь месяцев 2014 года количество контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства возросло на 43,47%, а сумма заключенных контрактов выросла более чем на 90 млрд. руб. и составила 217,7 млрд. руб.

Важнейшим достижением является принятие Постановления Правительства от 11 декабря 2014  г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ был подготовлен Минэкономразвития совместно с рабочей группой АСИ, возглавляемой Сергеем Фахретдиновым.   Он устанавливает для госкомпаний обязательный годовой объём закупок заказчиками у субъектов МСБ  не менее 18 %, минимальную 10% квоту для прямых закупок, а также  регламентирует особенности проведения процедур закупок для МСБ. 

12 декабря 2014 года Сергей Фахретдинов провел  в Общественной палате РФ Слушания, посвященные  этому документу. В них приняли участие представители Минэкономразвития, компаний с госучастием (ГК «Росатом», ОАО «РЖД», ОАО «РусГидро», ОАО «Россети», ООО «Автодор ТС»), профессиональных и отраслевых объединений  и отраслевых объединений («Деловая Россия», «Опора России», «Союз производителей композитов», «Лесной Союз»), субъектов МСБ (ООО НТЦ «Транскор-К». ГК «РУСКОМПОЗИТ» и другие).      

Всех участников дискуссии интересовало: как же будет реализовываться Постановление на практике? 

–  Мы говорили о том, как будем преодолевать препятствия, которые неизбежны при переходе на новый формат взаимодействия, – прокомментировал Сергей Фахретдинов, – К примеру, это острая нехватка экспертов для участия в совещательных органах госкомпаний по общественному аудиту их закупок. Это отраслевая специфика: наименования работ и номенклатура закупок очень различны и потребуют разработки отдельных документов в каждом случае. Представители госкомпаний посетовали, что МСБ сам идет на тендеры с большой неохотой. А со стороны малого и среднего бизнеса прозвучали резонные предложения, как стимулировать его активность. Это -  размещение информации о заказах на портале zakupki.gov.ru  и использование 5-ти основных тендерных площадок для проведения закупок у МСБ (сейчас госкомпании в основном размещают заказы на собственных площадках, требующих значительную абонентскую плату). Это унификация требований к ЭЦП  (сейчас они разные  - чтобы угодить всем госкомпаниям, приходится оформлять сразу несколько ЭЦП, что опять-таки затраты), отказ от избыточных требований к документообороту и бумажных копий заявок. Все участники согласились с тем, что требуется создание единого реестра МСБ. Это возможно сделать на базе АСИ с привлечением всех заинтересованных сторон. Не все будет просто, конечно. Но слона нужно есть по частям, – пояснил Сергей Фахретдинов.  

Участники дискуссии отметили, что многое будет зависеть от того, насколько сами госкомпании заинтересованы в повышении эффективности своей работы, сотрудничая с малым и средним бизнесом. В качестве иллюстрации модератор Слушаний Сергей Фахретдинов рассказал, что по группе компаний «РосСети» доля прямых договоров с малым и средним бизнесом уже сейчас составляет 24%, а в некоторых других - доли процента, сопоставимые со статистической погрешностью. Но, независимо от отношения госкомпаний, выполнять Постановление Правительства придется всем.