Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

Комитет по развитию композитной отрасли провел заседание
15.12.2021

Комитет по развитию композитной отрасли провел заседание

Одна из ключевых тем — цены на сырьё и компоненты


15 декабря комитет по развитию композитной отрасли «Деловой России» провел заседание. Эксперты обсудили план работы, повышение цен на сырье и компоненты и способы взаимодействия с госкомпаниями в части работы инновационного малого и среднего бизнеса, занимающегося производством композитных материалов и изделий их них.

Изменение мировой экономики вследствие неблагоприятной эпидемиологической ситуации послужило причиной остановки ряда европейских производств, что привело к существенному увеличению экспортного потока продукции российских производителей сырьевых компонентов, тем самым вызвав острый дефицит на российском рынке и, как следствие, резкий скачок цен.

За период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года рост цен на основные сырьевые компоненты, используемых на производствах предприятий субъектов малого и среднего бизнеса составил от 33 до 73%.

Так, при производстве антикоррозионных материалов, рост цен составил в среднем 56%: полиэтилен высокого давления — на 55%; линейный полиэтилен — на 64%; полиэтилен низкого давления — на 73%; каучуки — на 33%. Для переработчиков металла и проволоки — 65%. Кроме того, пандемия и существенный рост цен на природный газ в Европе сказались на ценообразовании производителей импортного сырья (сополимеры этилена и винилацетата — основной компонент клеевого слоя — французской Arkema подорожали более чем на 40%, Atofina (Группа TOTAL) — на 38%). Также транспортные расходы выросли на 15%, коммунальные и расходы на энергоносители — на 5,5%.

По оценкам экспертов ICIS и MRC (Маркет Репорт), положительных изменений сложившейся на рынке ситуации в ближайшее время не предвидится, более того поставщики сырья информируют его покупателей о дальнейшем росте цен в 1 квартале 2022 г. в среднем на 15-20%.

Доходная часть субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП) существенно отличается от доходов крупнейших компаний России. Однако, являясь поставщиком, субъекты МСП находятся не в равном положении по отношению к покупателю, так как по условиям тендерных торгов обязаны подписать договор в редакции последнего без каких-либо изменений. При этом, условия договора носят не симметричный характер и предполагают множественные односторонние штрафные санкции, сумма которых зачастую превышает сумму договора.

Так, по условиям договора поставщик обязан страховать продукцию (около 0,13% от суммы договора), вносить обеспечительные платежи (не менее 5% от суммы договора), при которых денежные средства поставщика «замораживаются» в среднем на 4-6 месяцев. Кроме того, продукция оплачивается покупателем в срок от 30 до 90 календарных дней от даты поставки и часто оплаты задерживаются на более длительный срок. Принимая во внимание тот факт, что субъектам МСП приходится работать на условиях предоплаты с поставщиками сырья, они вынуждены использовать заемные средства (средняя ставка по кредитам 13% годовых). Также на проведение периодических испытаний для поддержания продуктов в реестре поставщиков нефтегазовых компаний предприятием — субъектом МСП затрачивается в среднем 650 тыс. рублей в год на каждую номенклатурную единицу продукции.

Таким образом, участвуя в процедурах закупки, субъекты МСП рискуют получить отрицательный финансовый результат по заключаемым договорам, ввиду длительных сроков их исполнения в части оплаты поставленных товаров.

В связи с изложенным, а также сложившейся на рынке негативной ситуацией, Комитет по развитию композитной отрасли направил в государственные компании письма с предложением рассмотреть возможность расширения утверждаемого перечня продукции для закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (предусмотрен п. 8 положения — приложения к постановлению правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 22.07.2021) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), в части его дополнения товарами, работами, услугами.

Инновационный производственный бизнес является одной из важнейших частей современной российской экономики, оказывает непосредственное влияние на уровень технологического развития страны и её обороноспособность. Однако, в силу своей специфики, данная отрасль крайне чувствительна к резким изменениям рыночной конъюнктуры. Госкомпаниям следует учитывать сложившуюся экономическую ситуацию и идти навстречу бизнесу, обеспечивающему комплектующими.