Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

Композитные инновации в действии
26.08.2019

Композитные инновации в действии

Проблеме увеличения долговечности автомобильных дорог посвящено множество научных работ и жарких дискуссий. С главным выводом согласны практически все: эту задачу возможно решить только при помощи комплексного подхода и использования инновационных материалов. Именно к таким и относятся композитные материалы. Об опыте использования композитных материалов в транспортном строительстве, развитии нормативной базы в этой области, успешных проектах рассказывает председатель Совета директоров ГК "РУСКОМПОЗИТ" Сергей Фахретдинов.

Использование композитов при строительстве, ремонте и реконструкции автодорог обусловлено преимуществами этих материалов, среди которых в первую очередь можно выделить высокие прочностные характеристики при небольшом весе, высокую сопротивляемость химическим агрессивным средам и коррозионную стойкость.

Например, ГК «Рускомпозит» осуществляет поставки стеклопластиковых композитных труб «Стекон» на объекты ГК «Автодор» и ФДА Росавтодор, как для капитального строительства, так и для ремонта существующих железобетонных труб. Сейчас активно ведется работа по включению в проекты композитных пролетных строений для пешеходных переходов.

Сегодня сформированы условия для внедрения инновационных композитных материалов, развивается нормативная база, разрабатываются отраслевые стандарты. Союз производителей композитов, основываясь на задачах, проблемах и потребностях производителей разрабатывает новые стандарты и внедряет их в действие. Напомню, какими темпами шло их внедрение: в 2012 году — 2 стандарта, с 2014 г. — 17 стандартов, с 2015 г. — 33 стандарта, с 2016 г. — 30 стандартов, с 2017 г. — 161 стандарт, c 2018 г. — 204 стандарта. Судя по динамике – процесс этот важный и нужный, положительное влияющий на развитие отрасли.

Кроме того, подготовлено 11 редакций национальных и межгосударственных стандартов, разрабатываемых в соответствии с ПНС Росстандарта на 2018 год. Завершается работа по экспертизе и подготовке к утверждению 21 свода правил, регламентирующих применение и оценку соответствия полимерных композитов, а также конструкций и изделий из них в строительстве.

Союз производителей композитов продолжает вести разработку отраслевой программы стандартизации. И на постоянной основе осуществляет сбор предложений от заинтересованных компаний композитной отрасли в План разработки стандартов на 2019–2020 и последующие годы.

Сейчас «Рускомпозит» ведет активную работу по внедрению на железнодорожных мостах взамен деревянного мостового бруса и железобетонных плит безбалластного мостового полотна (БМП) - композитные плиты безбалластного мостового полотна (КБМП). Это изделие обладает множеством преимуществ: технологичность, долговечность, большой ресурс и длительный срок службы.

Мы предполагаем, что переход на применение плит из композитных материалов вместо железобетонных на мостах, работающих с перегрузом, позволит ОАО «Российские железные дороги» сократить затраты на 20% при эксплуатации мостов за период нормативного жизненного цикла 50 лет.

По нашим данным в России эксплуатируется свыше 300 мостов, работающих с перегрузом. На них вынужденно уложен легкий деревянный брус. Эти старые мосты были разработаны по нормам, принятым до 1960 года, которые существенно уступают нынешним нормам. Ограничение нагрузки снижает транспортную привлекательность для перевозчиков.

В 2015 году группа компаний «Рускомпозит» по своей инициативе поставила задачу по замене деревянного бруса на мостах. За это время была разработана конструкция плиты, технология её производства, произведены математические расчёты и оптимизация, изготовлены первые образцы. Результатом работ стал выпуск технических требований на новые изделия. В рамках компании разработаны технические условия, которые были утверждены в ОАО «Российские железные дороги».

С 2015 по 2018 годы натурные статические и динамические ресурсные испытания были проведены на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта в Щербинке. В 2018 года пройдена сертификация новых изделий. В частности, плита из композитных материалов получила сертификат огнестойкости RE 30 по ГОСТ 30247.0-94 и ГОСТ 30247.1-94, что означает, что она может простоять не менее 30 минут под воздействием нагрузки. Иначе говоря, поезд за это время может при необходимости проехать по горящему мосту. В ходе стендовых испытаний при создании в плите напряженного состояния, эквивалентного его работе в конструкции мостового полотна от 50% железнодорожной нагрузки класса С14, при температуре в 1,1 тыс. градусов прогиб составил 1,5 мм, что укладывается в требования ГОСТа. Также был проведен требуемый комплекс испытаний на масло-, бензо- и ультрафиолетовуюстойкость.

Композит, по сравнению со строительной сталью, имеет меньшую жесткость, но большую прочность. В связи с этим требования по жесткости стали приоритетными. Нам удалось обеспечить жесткость на уровне железобетонной плиты. При расчётной нагрузке конструкция имеет более чем 10-кратный запас по прочности.