Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

Как увеличить объем закупок инноваций?
15.07.2019

Как увеличить объем закупок инноваций?

С 3 по 5 июля 2019 года в г. Сочи состоялся V Международный форум «Инновации в дорожном строительстве», ежегодно проводимый Государственной компанией «Автодор». Сергей Фахретдинов, председатель Комитета «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний, стал одним из спикеров.

Инновационное предпринимательство начинается с потребности, в первую очередь, государства к экономическому развитию. Ведь стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности российских товаропроизводителей с высококачественной и сходной по цене импортной продукцией, является технологическое соответствие текущим тенденциям рынка, а также работа на опережение.

Общий объем закупок инновационной продукции, согласно Мониторингу Минфина за 2018 год, 94 крупнейших заказчиков составил 590,6 млрд рублей, в том числе у субъектов МСП 49,7 млрд рублей.

В 2018 году 34 крупнейшими заказчиками с 58 субъектами МСП заключено 60 договоров с ценой договора свыше 1,5 млрд рублей на общую сумму 200,24 млрд рублей, что составляет 6,55 % от общего объема закупок у субъектов МСП.

ГК «Автодор» закупил инноваций у МСП в 2018 г. На сумму 5,05 млрд руб, что вдвое выше аналогичных показателей в 2017 году.

Госкомпании активно используют Программы партнерств, направленные на формирование сети квалифицированных поставщиков из числа субъектов МСП, утверждены Перечни товаров, работ, услуг, оказываемых только МСП. Например, в Автодоре – 89 позиций в Перечне всего, из которых 37 – закупаются только у МСП. Есть реестр поставщиков инновационной продукции, рекомендованный к использованию.

Но существует и ряд проблем:

Ситуация: Госкомпания заявляет свою потребность в усовершенствовании технологического процесса и призывает инновационных поставщиков найти решение по запросу. Производитель инноваций начинает разработку, далее проходит этап испытаний, сертификации и т.д. В среднем процесс занимает от 1 года до 3х лет. Все процедуры «инновационщик» совершает за свой счет.

По итогу, нередко бывает, что потребность в новой разработке отпадает, а все усилия и затраты производителя были напрасными. С учетом того, что достаточное число поставщиков инноваций – субъекты малого и среднего бизнеса, потраченные ресурсы очень сильно бьют по карману компаний. В следующий раз предприниматели просто не идут на такой шаг повторно.

Производители нуждаются в уверенности, что спрос на разработанный продукт, особенно под конкретную задачу, по крайней мере, вернет им потраченные средства.

Предложение:

Разработать взаимовыгодные документы для заказчика и поставщика в части обеспечения спроса на запланированный к закупке продукт.

Не побоюсь назвать ГК «Автодор» одной из тех компаний, кто не только работает с МСП, но отдает предпочтение именно производственному инновационному малому и среднему бизнесу. Потому что дорожный сектор сегодня является одним из крупнейших генераторов и потребителей инноваций. Коллеги, станем лояльнее к производителям инноваций, покажем пример остальным госкомпаниям?

Еще одним барьером для внедрения инноваций является добровольная сертификация.

Заказчиками создаются новые системы добровольной сертификации, а при осуществлении закупки продукции, работ и услуг устанавливаются обязательные условие наличия у участника закупки сертификата соответствия данных систем сертификации. В срок действия сертификата поставщику необходимо потратить до пяти миллионов рублей на каждый продукт, с которым он планирует участвовать в закупках заказчика. Соответствующие объемы затрат на получение сертификата являются неподъемными для субъектов малого и среднего предпринимательства, что становится серьезным ограничительным барьером как для конкуренции субъектов МСП с крупными поставщиками, так и для самого участия малого и среднего бизнеса в закупках. Внедрение некоторыми заказчиками новых систем сертификации продолжается несмотря на внесение Правительством РФ в Государственную думу ФС РФ и приятие в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации», призванного установить государственный контроль за системами добровольной сертификации компаний с государственным участием и значительно снизить финансовые затраты субъектов МСП на получение соответствующих сертификатов.

В целях устранения указанной проблемы предлагаем до принятия и вступления в силу законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации» ввести мораторий на применение к субъектам малого и среднего предпринимательства требования о наличии у них сертификатов соответствия вновь создаваемым системам добровольной сертификации при участии в закупках в случае наличия у них положительного опыта участия в закупках соответствующего заказчика, его дочерних и зависимых обществ.

Также необходимо унифицировать технические требования к продукту в рамках одной отрасли.