Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

Повысился ли уровень конкуренции в России в 2017 году?
21.11.2017

Повысился ли уровень конкуренции в России в 2017 году?

Рабочая группа Экспертного совета по совершенствованию закупок по результатам рассмотрения проекта Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год, разработанного Федеральной антимонопольной службой, наметила целый ряд проблем.

Одной из основных причин низкой эффективности закупочной деятельности в России, оказывающей прямое отрицательное влияние на конкуренцию, является недостаточное развитие квалифицированных кадров в системе закупок. Данная проблема носит системный характер. Утвержденные приказами Минтруда России профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» по сути скопировали Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631), но должны применяться для любых госкомпаний и частных организаций, что оказывается не приемлемым для практического применения.

- Сравнение компетенций, требуемых Стандартами, с лучшими практиками закупок, показывает их полное несоответствие, комментирует Сергей Фахретдинов, руководитель Рабочей группы. - В сфере государственного и муниципального заказа для ряда категорий сотрудников требования Стандартов заведомо не выполнимы. Управление и координация по профессиональным квалификациям в сфере закупок переданы представителям из сферы оценочной деятельности, в нарушение требований самих профстандартов и проигнорировав позицию закупочного сообщества.

Эксперты считают, что для решения указанной проблемы необходимы серьезные меры организационного и нормативного характера, включая переработку профессиональных стандартов, создание независимого отраслевого Совета по профессиональным квалификациям в сфере закупок, реализацию комплекса мер для качественного внедрения профессиональных стандартов.

На сегодняшний день данный инструмент привлечения субъектов МСП в качестве поставщиков компаний с государственным участием и инфраструктурных монополий работает крайне неэффективно. Связано это также с тем, что программы партнерства не содержат реальных вспомогательных мер для участия малых и средних компаний в закупках заказчиков. Развитие данного инструмента невозможно без нормативного установления для субъектов МСП особого статуса «участник программы партнерства» и облегчения их участия в закупочных процедурах.

Кроме того, существует необходимость принятия мер, направленных на доращивание существующих и создание новых производственных предприятий – субъектов МСП и их встраивания в цепочки поставщиков компаний с государственным участием.

- Одним из направлений этой деятельности может стать стимулирование крупнейших заказчиков к созданию на собственной производственной инфраструктуре индустриальных парков и промышленных кластеров для размещения в них субъектов МСП с целью производства продукции для нужд заказчика, - поясняет Фахретдинов. - Для развития указанного направления поддержки МСП ФАС России и Минэкономразвития России необходимо проработать вопрос возможности заключения заказчиком контракта с субъектом МСП не на поставку конкретной партии товара, а на создание производства конкретного изделия на территории соответствующего индустриального парка или промышленного кластера с последующей поставкой данного изделия заказчику на долгосрочной перспективе (в течение 3-5 лет) при его соответствии установленным требованиям заказчика на протяжении всего периода поставки.

Внедрение инновационных материалов и разработок является одной из ключевых составляющих повышения конкуренции в экономике. Основной спрос на инновационные материалы и разработки должен быть сосредоточен в государственном секторе – в гособоронзаказе и закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. При этом на сегодняшний день существует ряд административных барьеров для более активного внедрения инноваций. Для их преодоления и стимулирования заказчиков к внедрению инновационных решений необходимо внесение изменений в Федеральный закон №223-ФЗ. Соответствующие предложения разработаны экспертным сообществом с участием институтов развития и направлены на установление методики отнесения продукции к инновационной и стимулирование закупки и внедрения инноваций. Также с учетом предложенных изменений  в Федеральный закон №223-ФЗ разработан проект Методических рекомендаций по применению оценки стоимости жизненного цикла закупаемой продукции при закупке товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП представленных замечаний и предложений.

2017 год близится к своему завершению. Меры, предложенные рабочей группой по закупкам частично реализованы. Однако, ситуация с развитием конкуренции в закупочных процедурах изменилась не сильно. По данным доклада Минфина России о результатах мониторинга за первое полугодие 2017 год применения Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», общий объем процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по сравнению с I полугодием 2016 года сохранился на уровне 9,3 трлн. руб. На ТОП-5 крупнейших заказчиков приходится 25% всех закупок. Более 94% закупок осуществляется на неконкурентной основе. Закупки у единственного поставщика составляют 31,6%, закупки с применением «иных способов» - 62,7% от общего объема закупок. Только 5,8% закупок осуществляется путем проведения торгов в соответствии с гражданским законодательством. Количество «иных способов» закупок проводимых заказчиками продолжает увеличиваться - в I полугодии 2017 года на 308 способов. Всего заказчиками применяется уже более 4780 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.