Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

Интервью "Как оптимизировать бизнес"
24.07.2017

Интервью "Как оптимизировать бизнес"

Интервью журналу «Управление Персоналом»

Сергей Фахретдинов, председатель совета директоров Группы компаний Рускомпозит, руководитель Комитета «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний

1.      Что ваша компания подразумевает под оптимизацией бизнеса?

Оптимизировать – значит выбрать наилучший вариант из возможных в целях увеличения общей эффективности.

Оптимизировать бизнес – выбрать продуктивный путь развития, результатом которого станет увеличение прибыли компании.

Самым сложным является выбор «нужного» направления. Чаще всего именно на этом этапе и совершаются или роковые ошибки, или прорыв.

2.      Какое влияние в целом на рынок оказывает оптимизация бизнеса?

Современные реалии диктуют свои условия. Бизнес ищет новые способы работы. Но можно и у сложностей находить положительные стороны. Например, введение санкций против России для одних компаний ограничило закупку сырья и компонентов, закрыло некоторые рынки. Для других – благодаря программам импортозамещения – открылись ниши и сегменты российского рынка. 

Существует масса способов по увеличению продуктивности компании, начиная от перерегистрации с одного вида юридической деятельности, например, с ИП на ООО, выбора новой стратегии управления компании, и заканчивая кадровыми изменениями и перестановками.

Хотел остановиться немного на другом варианте оптимизации бизнеса с точки зрения увеличения эффективности не только собственного бизнеса, но и всей предпринимательской сферы и государства. А именно, на переводе государственных и муниципальных предприятий (ГУПы и МУПы) в частный бизнес.

3.      Чем плоха форма собственности унитарных предприятий?

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные унитарные предприятия (ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (МУП). Их имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Подобный вид предприятий для рыночной экономики является нонсенсом и не встречается в других экономически развитых странах. Соответственно, управляющий таким предприятием всегда рассчитывает, что ему поможет государство. Что и происходит на практике. А действительно сильные, инновационные производства из числа малого и среднего бизнеса остаются не у дел.

Размножение государственных и муниципальных унитарных предприятий под оперативные нужды чиновников отраслевых федеральных ведомств, региональных и муниципальных властей тормозит развитие отечественного малого и среднего бизнеса (МСБ).

В соответствии с Постановлением Правительства №327 от 15 апреля 2014 года, срок приватизации ГУПов и МУПов – 2017 год. Однако такой вид собственности до сих пор продолжает действовать, а сроки его ликвидации скорее всего будут сдвинуты до конца 2019 года.

4.      Что даст переход унитарных предприятий в частный сектор?

Любое развитие возможно только в условиях конкуренции. Не секрет, что при участии в тендерах, приоритет всегда отдается ГУПам и МУПам, а иногда и вовсе проводится как закупка у единственного поставщика, заранее исключая возможность участия других компаний.

Чтобы повысить прозрачность и исключить случаи, когда ГУПы и МУПы, подведомственные федеральным министерствам и ведомствам, не могли осуществлять необоснованные закупки в их интересах, Госдума утвердила, что такие предприятия не смогут работать по Федеральному закону №223-ФЗ. С 1 января 2017 года при осуществлении закупок все унитарные предприятия обязаны перейти на Федеральный закон №44-ФЗ о контрактной системе. Желание избежать многочисленных сложностей, по мнению авторов закона должно стимулировать компании к приватизации.

Оптимизация подобным образом государственных предприятий позволит создать конкурентную среду, прозрачную систему закупок, исключит недобросовестные сделки.

5.       Конечная цель любой оптимизации?

Увеличение прибыли компании.

6.      Расскажите подробнее о процессах оптимизации вашей компании?

Год назад группа компаний Рускомпозит приняла решение о необходимости пересмотра подходов управления, активов и модели работы – мы перешли к оптимизации бизнеса.

Первым этапом переходного периода стали разработка и принятие стратегии диверсификации продуктового портфеля по принципу ориентации на ставшие уже профильными и новые рынки. Переход от матричной модели управления к дивизионной на этом этапе оптимизации позволил, во-первых, сформировать сильные самостоятельные бизнес-единицы в лице производственных предприятий и апробировать новые подходы менеджмента, а во-вторых, оперативно переформировать продуктовые портфели и выпустить новые продукты для абсолютно новых для предприятий узкоотраслевых рынков и рынка товаров массового спроса.

Первыми результатами смены структурной и управленческой парадигмы в ГК Рускомпозит стали повышение гибкости в ответ на меняющиеся экономические условия, увеличение производительности работы команды, оптимизация затрат и как следствие повышение общей эффективности. Если прежде входившие в группу компаний предприятия должны были совершать несколько итераций по согласованию своих действий с управляющей компанией, теперь они получили автономность в принятии решений и более плотный контакт с заказчиками и потребителями продукции. Обратная связь на уровне «рынок-производитель» стала проходить не по пути сломанного телефона, а напрямую, что перевело управление продуктами и производством на более высокий уровень.

Сейчас процесс оптимизации завершен. Мы совместили дивизионную и функциональную модели управления, что позволило, с одной стороны, создать автономность в принятии решений, с другой, реализация разных задач и функций совмещены в единой концепции действий и стратегических планах.  Кроме того, мы автоматизировали часть текущих задач, дублирующих друг друга в разных подразделениях с помощью применения единой электронной информационной системы.

7.      Какие инструменты оптимизации и автоматизации наиболее эффективны?

Выбор инструментов всегда зависит от поставленных целей и от начальной ситуации. Решив оптимизировать бизнес, необходимо иметь четкое представление о текущей ситуации в компании и иметь ответы на такие вопросы:

·         Цель деятельности компании?

·         Цель оптимизации?

·         Какие результаты должны быть через один, три и пять лет?

·         Что вы планируете предложить клиентам?

·         Требует ли ваш продукт модернизации?

·         Какие у вашей компании есть конкурентные преимущества на сегодняшний день и какие вы хотите получить в процессе оптимизации?

Это шесть базисных вопросов, на которые у менеджмента компании должны быть конкретные ответы. Только после понимания общей стратегии работы стоит переходить к выбору инструментов. Отбор которых вновь стоит делать из анализа работы. Иногда при этом мониторинг деятельности компании и поиск проблемных точек лучше отдавать на аутсорсинг независимым антикризисным консультантам. Свежий взгляд со стороны обозначит болевые точки, которые сама компания может не видеть.

8.      В каких случаях возникает потребность в оптимизации? Насколько легко/тяжело происходит процесс оптимизации в современных условиях?

Оптимизация – не единичный эпизод работы предприятия. Оптимизация – постоянные и непрерывный процесс. «Нос всегда нужно держать по ветру!», ведь конкуренты не дремлют. Если сегодня ты остановишься, то завтра можешь потерять бизнес.

Для того, чтобы оптимизация происходила для компании безболезненно, а в лучшем варианте, для рядовых сотрудников – незаметно, необходима стратегия. Заранее продуманный и определенный план действий может подвергаться корректировке, однако основной посыл и цели должны быть неизменными.

9.      Существуют ли риски при оптимизации и автоматизации? Что нужно учитывать при оптимизации?

При максимизации рентабельности предприятия главное – не перестараться. Слишком резкие изменения должны иметь серьезное обоснование и финансовый просчет. В противном случае – система работы предприятия может не выдержать. Тактически взвешенные решения необходимо просчитывать заранее.

10. Существую ли какие-то конкретные приёмы оптимизации бизнес-процессов?

Оптимизация бизнес процессов всегда начинается с описания конкретных целей и задач. Чем детальнее описан каждый этап – тем эффективнее. Также необходимо, чтобы был ответственный за оптимизацию.

Далее, нужно установить критерии оценки эффективности. Этот пункт является ключевым. В зависимости от того, что будет избрано в качестве критерия эффективности, и будет строиться вся дальнейшая работа. Как правило, критерии выбираются исходя из задач. Например, определена задача для отдела дистрибуции «увеличение продаж на 30%» — значит, объем продаж и будет этим самым критерием для данной задачи.

Таким образом, ранее сформулированные задачи дают нам возможность оценки результативности действий.

Если же мы сталкиваемся с невозможностью оценки, значит — задачи были сформулированы неверно, в процессе были допущены расплывчато-бессмысленные формулировки, и нужно возвратиться на один пункт назад.

Любое действие, предпринимаемое в целях увеличения эффективности предварительно необходимо подвергать анализу и внимательно изучать, а только потом действовать.

Существуют несколько приемов оптимизации бизнеса:

1.      Работа с персоналом. Компания – люди, от работы команды зависит конечный результат. В зависимости от выявленных проблем, менеджмент может предпринять несколько вариантов решений.

Сокращение персонала – эффективная работа не допускает дублирования функций и низкой производительности.

Мотивационные мероприятия – помимо индексации и пересмотра зарплаты, огромное значение имеют внутрикорпоративные мероприятия, тимбилдинги, командообразующие события.

Обучение персонала – необходимо постоянно поддерживать и повышать квалификацию своих работников.

2.      Автоматизация бизнес-процессов. Сегодня на рынке огромный выбор электронных систем, которые существенно снижают нагрузку сотрудников, исключают долгие бюрократические процедуры, переводят документооборот в электронную форму, делают работу прозрачной.

3.      Передача на аутсорсинг непрофильных функций, персонала, который задействован сезонно или проектно.

11. Какие сложности ведения бизнеса вы сегодня можете отметить?

·         Ограниченный доступ к финансовым и кредитным ресурсам, высокие процентные ставки и сложность получения банковских гарантий.

·         Проблема ограниченности доступа к спросу и участию в закупках малому и среднему бизнесу у крупнейших государственных компаний и монополий.

·         Барьеры для внедрения инноваций в крупных компаниях, которые стремятся предложить предприниматели.

·         По-прежнему остается большое количество проверок и бюрократических процедур.

·         Нехватка квалифицированных производственных кадров.

12. Как развивать бизнес в условиях промышленной революции?

Решить вышеперечисленные проблемы. Увеличить инновационный подход к управлению и созданию продуктов в российских компаниях. Не бояться выходить на мировые рынки и заявлять о себе.