Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

24.04.2017

А кому сейчас легко: бизнес продолжает бороться

Руководитель Комитета «Деловой России» по вопросам ГЧП и развития взаимодействия бизнеса и госкомпаний, член ОП РФ, Сергей Фахретдинов, рассказал, почему количество малых и средних предприятий продолжает сокращаться, а законодательные инициативы не работают.

За 2016 год количество организаций сократилось на 6%. На 1 января 2017 года их количество – 4,6 млн, в 2016 – 4,8 млн. при этом из ЕГРЮЛ за год исключено практически в два раза больше организаций, чем внесено новых. Что же мешает развиваться российской экономике, конкуренции, промышленности и производству?

Задача №1.  Работать вопреки

На протяжении 20 лет, с кризиса 1998 года российский бизнес не работает и развивается, а пытается «выжить». Парадоксально, что сложность не в высокой конкуренции предпринимателей между собой, гонке технологий или изобретений, а в конкуренции бизнеса и государства. Государственно-монополистическая тенденция сегодня преобладает в экономике России.

Участие государства в экономике России в 2008 году оценивалось в 40-45%, к 2013 году цифра увеличилась до 50%. Сегодня экспертное сообщество высказывает мнение, что ситуация усугубилась до 70%. При этом, ликвидация унитарных предприятий и преобразование их в конкурентный бизнес – задача, поставленная Президентом. На начало года, согласно статистике, количество хозяйствующих субъектов, относящихся к госсобственности составляет 64,5 тыс., что всего на 1,7% меньше по сравнению с прошлым годом. Согласно статистике ФНС, в ЕГРЮЛ на 1 января 2017 года значатся сведения о 21 тыс. унитарных предприятий, что лишь на 10% ниже предыдущего года. При этом, за год было создано 632 новых унитарных предприятия.

Широкое распространение унитарных предприятий полностью исключает конкуренцию. А незначительное снижение не способствует прогрессу в этом вопросе. Интересным фактом также является то, что с 1 января 2017 года все ГУПы и МУПы должны работать по Федеральном закону №44-ФЗ. Казалось бы, мера действительно могла перевести унитарные предприятия в частный бизнес, но компании переходят в «автономные учреждения», при этом остаются с долей госучастия, но уже не обязаны работать по 44-ФЗ. Происходит реорганизация форм собственности из унитарных предприятий в иные формы с государственным участием. Однако при перестановке слагаемых сумма не меняется.

Задача №2. Находить выход

Несмотря на многочисленные проблемы 2016 год ознаменовался ростом индексов промышленного производства на 1,1% и сельского хозяйства на 4,8%. Предпринимательство научилось подстраиваться.

Поскольку, по данным анализа Минэкономразвития, 36% закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика, а 59% - «иные» способы закупки, также зачастую маскирующие закупку у единственного поставщика, малое и среднее предпринимательство участвует в закупках не напрямую с крупными госкомпаниями, а через систему подрядчиков и субподрядчиков. Система посредничества, конечно, имеет ряд нюансов для бизнеса: сложные многоуровневые цепочки, финансовые риски и минимальная прибыль. Но в качестве выхода в работе с госкомпаниями стала одним из самых популярных способов.

Малый и средний бизнес объединяет усилия в промышленных и производственных кластерах. Там предприниматели получают площадку с выгодными условиями, региональные преференции, налоговые льготы. Если же кластер создан при госкомпании, то еще и возможность обеспечения постоянного спроса на свой продукт. В «Деловую Россию» поступает все больше предложений от бизнесменов по кластерному развитию. Зарубежный опыт США, Японии, Финляндии, Германии, Нидерландов, Франции, Канады и ряда других стран еще с середины прошлого века показывает результаты. И если в «Кремниевой долине» технологии и научные разработки являются основными составляющими успеха, то, например, в Японии, помимо прочего, учитывается производительность труда и менеджмент персонала. Российский бизнес компилирует зарубежный опыт.

Задача №3. Объединяться

По сведениям Росстата, доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП за 2015 год составила – 19,9%. Оказывать существенную поддержку бизнесу призваны программы партнерств. Согласно действующим правилам госкомпании должны отдавать 10% заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн руб., то есть прямые закупки у МСП) и 18% от общего объема заказов. С 2018 года доля прямых закупок увеличится до 15 и 25% от общего объема. Бизнесу стало проще принимать участие в закупках: не нужно многократно подавать одни и те же документы, если ты являешься участников программы партнерства. Некоторые госкомпании предоставляют предпринимателям возможность 30% авансирования.

Однако, чтобы получить ту или иную преференцию, бизнесу нужно преодолеть многое. В задачи деловых и общественных объединений входит постоянная работа с госкомпаниями и бизнесом. Поговорка «Один в поле не воин» стала сегодня девизом делового сообщества, т.к. госкорпорации не слышат единичных предпринимателей. От общественных объединений – уже не спрятаться. Шаг за шагом в совместной работе «Деловой России», «Опоры России», ТПП, Экспертного совете при Правительстве, бизнес добивается положенных ему законодательством преференций.

Спор о целесообразности и необходимости деловых сообществ и объединений сегодня больше не возникает. Общественные инструменты на сегодняшний день – единственный способ поддержки бизнеса, создания для его ведения комфортных условий, упрощение доступа к спросу государственных компаний.