Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

Импортозамещение сырья композитной отрасли поможет выйти на новый уровень инновационного развития
26.04.2016

Импортозамещение сырья композитной отрасли поможет выйти на новый уровень инновационного развития

На ежегодном собрании Союза производителей композитов представители отрасли подвели итоги 2015 года и наметили траекторию движения на 2016 год. Камнем преткновения инновационного развития специалисты назвали ограниченные отечественные сырьевые ресурсы и высокую стоимость ввозимых компонентов.

Перед композитной отраслью стоят по-настоящему масштабные задачи. В соответствии с подпрограммой «Развитие композиционных материалов и изделий из них», к 2020 году объем производства композитных материалов в России должен достигнуть 120 млрд. рублей, а их потребление на человека - вырасти с 0,5 до 1,5 кг. В 2014 году, по сравнению с предыдущим годом, объем производства композитной продукции вырос почти на треть: с 23,1 млрд. рублей до 30 млрд. Сложные экономические условия в 2015 году не продолжили тенденцию увеличения объемов производства композитов.

– Для достижения масштабных инновационных целей, нам всем нужно научиться не только конкурировать, но и взаимодействовать. Взаимодействовать друг с другом. С государством. Вместе мы должны добиться внесения изменений в десятки нормативно-правовых актов, ГОСТов и СНиПов, которые затрудняют внедрение в производство инновационной композитной продукции, – открыл собрание Сергей Фахретдинов, председатель Правления Союза производителей композитов.

Среди ключевых задач развития композитной отрасли Сергей Фахретдинов выделил два основных направления. Первое – усилия предприятий композитной отрасли должны быть поддержаны спросом на продукцию со стороны государства на федеральном и региональных уровнях, а также со стороны государственных компаний, обязанных закупать инновационную продукцию с 2016 года в размере 5%. Второе – необходимость решения задач импортозамещения исходных компонентов для изготовления композиционных изделий, а также повышение общей конкурентоспособности композитной продукции как на отечественном рынке, так и на зарубежном.

Усложняющим фактором развития композитной отрасли является то, что сырьевая база в области получения изделий из композиционных материалов на 90% является импортной. Смолы, наполнители, отвердители, материалы для сэндвич-структур, стекломатериалы, углеродные и арамидные ткани, препреги, применяемые для технологических решений, как правило, не имеют аналогов, производимых в России. А цены на них, как и на весь остальной импорт, одновременно меняются с ценами на сырую нефть и рыночными колебаниями рубля. В связи с этим участники встречи предложили наладить российское производство компонентов и уйти от импортной зависимости.

Объем производства композитов в России не превышает нескольких процентов от мирового рынка. Производство композитов и изделий из них в мире растет на 5-8% в год, а ключевыми игроками являются Китай, США, ЕС и страны Юго-Восточной Азии.

Ежегодно к Союзу производителей композитов присоединяются все новые, сильные игроки, готовые поставлять свою продукцию аэрокосмической, дорожной, авиационной, строительной и бытовой сферам деятельности. Например, в прошлом году в канун весенних Пасхальных праздников на улицах столицы устанавливали декоративные арт-объекты, выполненные из стеклопластика.

В содействие инновационным компаниям разработаны важные стратегические документы: подпрограмма «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них», государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «дорожная карта» «Развитие отрасли производства композитных материалов».

С 1 января 2016 года вступило в силу еще несколько законодательных норм: Постановление Правительства РФ №1442, регламентирующее ежегодное увеличение госкомпаниями своих расходов на закупку инноваций на 5%. Распоряженим от 21 марта 2016 года №475-р Правительство России утвердило список из 90 компаний и организаций, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у предприятий малого и среднего бизнеса.

– Сейчас наша задача заключается в том, чтобы все нормативы были реализованы не на бумаге, а не деле, – считает Сергей Фахретдинов, председатель Правления Союза производителей композитов. – В 2016 году, совместно с Минэкономразвития, Минпромторгом, госкомпаниями, предприятиями-членами Союза, работа по совершенствованию нормативной базы будет продолжена. Нужны изменения в 145-е постановление Минстроя от 5 марта 2013 года, позволяющие включать материалы в проекты на основании технического свидетельства производителя.