Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

20.06.2015

На Санкт - Петербургском экономическом форуме Сергей Фахретдинов рассказал о взаимодействии госкомпаний с малым и средним бизнесом

Одной из важнейших тем завершающего дня Санкт-Петербургского экономического форума стало участие малого и среднего бизнеса в закупках.  Один из основных докладчиков – член президиума Генерального совета «Деловой России», руководитель рабочей группы по мониторингу реализации соответствующей «дорожной карты» член Общественной палаты РФ Сергей Фахретдинов выделил 3 основных  блока вопросов, связанных с взаимодействием госкомпаний и МСБ.  

1.    Острая нехватка профессиональных экспертов по закупочной деятельности.

Под действие дорожной карты «Расширение доступа МСБ к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием попадает 664 крупных акционерных обществ. Но только 40 создали совещательный орган по вопросам эффективности закупок. Причина – не только в рекомендательном  характере директив, которые были направленны представителям интересов Российской Федерации в компаниях с госучастием.

Остро встал вопрос: где взять столько независимых специалистов, которые могли бы профессионально работать в составе советов? Ведь у каждой из этих компаний -  своя специфика деятельности и номенклатура закупок. Нужно буквально «с нуля» создавать профессиональное экспертное сообщество. Требуются комплексные меры, направленные на разработку и апробацию стандартов работы экспертов, их обучение, затем вхождение в состав совещательных органов.

Для повышения эффективности этой работы и улучшения её координации мы предлагаем совместно с создаваемым сейчас акционерным обществом – единым институтом развития малого и среднего предпринимательства в РФ – сформировать  Координационный совет. В его состав должны войти представители интересов государства в советах директоров крупнейших государственных корпораций, представители Минэкономразвития России, Росимущества, АСИ, «Деловой России» и других объединений предпринимательского сообщества.  

2.    Отсутствие обратной связи.

Объективной информации о реализации в госкомпаниях мер по расширению доступа субъектов МСП к закупкам на сегодняшний день нет ни у кого.  Мониторинг, проводимый Минэкономразвития России, учитывает количественные, но не качественные показатели. В итоге по формальным признакам компания вроде бы и расширяет доступ МСБ к закупкам, но на деле ситуация иная.

Номенклатура закупок утверждена не везде. Отсутствует стандартизация требований к МСБ на  закупочных площадках. Предельные сроки оплаты за выполненные работы для МСБ не определены.

Наиболее ярко иллюстрирует всю глубину этой проблемы качественный состав совещательных органов по эффективности проводимых закупок.  Не более десяти из них можно считать реально работающими. Большинство состоит из работников структурных подразделений самой компании,  её дочерних и аффилированных структур.  

Какой тут может быть независимый аудит?

Что мы предлагаем.
Во–первых, требуется принятие Правительством нормативного акта, определяющего, что не меньше  50% членов совещательных органов должно быть выдвинуто независимыми предпринимательскими объединениями и отраслевыми организациями.  

Во-вторых, мы предлагаем создать Реестр  профессиональных общественных экспертов для выдвижения в качестве независимых директоров и членов контрольно-ревизионных комиссий в составы советов директоров и КРК государственных корпораций.  

В задачи указанных независимых директоров и членов КРК будет входить:
•    сбор информации внутри компании,
•    анализ и предоставление АО и другим заинтересованным организациям информации о проводимых мероприятиях по расширению взаимодействия с МСБ, повышению уровня конкуренции и прозрачности закупочных процедур.

При этом, необходимый функционал для создания такого реестра уже существует. На межведомственном портале по управлению госсобственнностью, существует специальная форма, заполнив которую, каждый человек, обладающий необходимым опытом, может претендовать на включение в составы советов директоров. Нужно упорядочить эту работу, объединив усилия АСИ, Общественной палаты, «Деловой России» и других предпринимательских сообществ.  


3.    Отсутствие у госкомпаний информации о профессиональных поставщиках.

Сегодня крупный бизнес действительно не знает, какие субъекты МСБ могут стать его потенциальными поставщиками. Он незнаком со всеми аспектами их деятельности: ее вид, отраслевая принадлежность,  уровень компетенций и квалификаций руководства и персонала, деловая репутация, и т.д. В свою очередь у субъектов МСП уже сформированы «стереотипы» о невостребованности их товаров, работ и услуг.

Единый реестр субъектов МСП, который будет формироваться в соответствии с Поручением Президента России, должен стать полноценной системой коммуникации между большим, средним и малым бизнесом, инструментом предквалификации, своеобразным «репутационным фильтром».  

Хочу подчеркнуть, и в этом с нами согласны госкомпании, -  этот реестр должен стать не просто списком всех российских субъектов МСП. Необходимо, чтобы они:
•    были распределены по отраслевому и региональному признаку,
•    могли представить информацию о примерах выпускаемой продукции,
•    наличии сертификатов соответствия,
•    опыте участия в закупочных процедурах,
а компании с государственным участием могли выяснить кредитную историю поставщиков и информацию об их надежности.

АСИ и «Деловая Россия» уже выполнили большую подготовительную работу по созданию такого реестра. Были проведены переговоры с крупнейшими заказчиками, собраны и учтены предложения от объединений предпринимателей, подготовлены предложения по внесению изменений в соответствующий пункт «дорожной карты».

От того, насколько оперативно и действенно мы вместе реализуем эти меры, зависит, насколько быстро малый и средний бизнес получит реальный доступ к закупкам, а значит, когда мы сможем повысить  эффективность государственных программ и проектов.