Написать Сергею Фахретдинову

От первого лица ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

–  Уважаемый Сергей Баянович, как Вы относитесь к возможному введению платного въезда в центр Москвы и на кольцевые трассы?
Алексей Гудошников, радиостанция «Говорит Москва»

 

Поручения Президента РФ по итогам Госсовета активизируют закупочную политику госкомпаний в отношении МСБ
29.04.2015

Поручения Президента РФ по итогам Госсовета активизируют закупочную политику госкомпаний в отношении МСБ


К такому выводу пришли участники рабочей группы АСИ по мониторингу реализации дорожной карты, направленной на расширение доступа МСБ к закупкам компаний с госучастием, которое состоялось 29 апреля 2015  года. В заседании приняли участие представители Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службы, руководители департаментов по закупкам крупнейших компаний с госучастием: ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть", ОАО «Зарубежнефть»,  ОАО "РусГидро",  ОАО «ЭССК ЕЭС»,  ОАО «Энергостройснабкомплект ЕЭС», ОАО "Российские сети", Государственной корпорации «Росатом», ОАО «РЖД», ОАО "ФСК-ЕС", ООО "Автодор-закупки", ООО "ИНТЕР РАО – Центр управления закупками и другие. Экспертное и бизнес-сообщество представляли: «Деловая Россия», «Опора России», «Торгово-промышленная палата РФ», «Национальная ассоциация институтов закупок», Ассоциация факторинговых компаний, «Союз производителей композитов».

Руководитель рабочей группы, член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов рассказал о последних результатах реализации дорожной карты и о том, каким образом поручения Президента активизируют закупочную политику госкомпаний в отношении МСБ.  

–  До сих пор результаты нашего мониторинга выявляли достаточно низкий уровень выполнения правительственных директив. К примеру, из 664 акционерных обществ, которым были направлены поручения, лишь 40 создали совещательный орган, отвечающий за общественный аудит эффективности проводимых закупок, только 10 разработали программы партнерства с субъектами МСП.  

До 20 мая 2015 года  Правительству, совместно с Администрацией Президента предстоит разработать  проект Указа Президента по созданию Акционерного общества – единого института развития малого и среднего предпринимательства. Это структура в тесном партнерстве с рабочей группой АСИ и   предпринимательским сообществом будет способствовать выполнению правительственных директив.

Мониторинг реализации дорожной карты, проводимый сегодня Минэкономразвития России, учитывает количественные, но не качественные показатели. Из 40 созданных совещательных органов по общественному аудиту эффективности закупок не более десяти можно считать работающими эффективно. Большинство же совещательных органов состоит из работников структурных подразделений самой компании, её дочерних и аффилированных структур.  К примеру, в ОАО «Объединенная зерновая компания» из 10 членов совещательного органа лишь один не работает в структуре компании. В ОАО «Институт «Энергосетьпроект»  совещательный орган состоит всего из 4 членов и ни одного независимого наблюдателя. Говорить о возможности ведения такими совещательными органами действительно независимого общественного аудита закупочных процедур не приходится.

Кардинально решить этот вопрос может разработка и принятие Правительством нормативного акта, определяющего норму представительства членов совещательных органов, выдвинутых независимыми от заказчика объединениями предпринимателей и отраслевыми организациями в количестве не менее 50% от общего численного состава совещательного органа. И это тот вопрос, решения которого намерена добиваться рабочая группа АСИ.  

До 1 октября 2015 года Президент РФ поручил Правительству сформировать единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Он может и должен стать полноценной системой коммуникации между большим, средним и малым бизнесом. Участники рабочей группы неоднократно отмечали, что сейчас у крупного бизнеса нет необходимого объема информации о потенциальных поставщиках продукции, являющихся субъектами МСП, причем по всем аспектам их деятельности: ее вида  (производственная, торговая, научно-исследовательская и т.д.), отраслевая принадлежность,  уровень компетенций и квалификаций руководства и персонала, деловая репутация, и т.д. В свою очередь у субъектов МСП уже сформированы «стереотипы» о невостребованности их товаров, работ и услуг, в связи с ориентацией компаний с государственным участием на поставщиков в лице собственных «дочерних» и «зависимых» обществ. Единый федеральный реестр позволит упростить встраивание МСП в цепочки поставщиков, а самим компаниям с госучастием - реализовать полноценные и эффективные «Программы партнерства».

Создать такой реестр силами одной лишь Федеральной налоговой службы РФ (идея, прозвучавшая на заседании Госсовета)  на сегодняшний день не представляется возможным. Рабочая группа АСИ уже выполнила большую подготовительную работу в этом направлении – были проведены переговоры с крупнейшими заказчиками, собраны и учтены предложения от объединений предпринимателей. Непосредственным исполнителем, отвечающим за ведение такого реестра, может выступить некоммерческая организация, созданная АО совместно с крупнейшими объединениями предпринимательского сообщества, совместно с Минэкономразвития России, ФНС России и Росреестром.

Одновременно с созданием настоящего Реестра необходимо предусмотреть внесение   изменений в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части включения требований к данному Реестру, в том числе, порядок его создания, ведения и актуализации. Представляется целесообразным интеграция данного реестра с федеральным порталом http://zakupki.gov.ru.

Таким образом, поручения Президента России по итогам заседания Государственного совета являются важнейшим индикатором вектора государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса.  При этом, существует ряд вопросов, которые требуют безотлагательного решения.